2025-11-01 / 31

Я руководитель = я водитель. Про управление процессами и командой на примере автомобиля.

Изображение

Данный текст появился спонтанно и больше похож на заметки. Решил написать об одной из самых частых и серьезнейших ошибок, которую делали или до сих пор делают большинство руководителей (и я не исключение).

Начну с простого и понятного примера. Представим, что вы сели за руль автомобиля. Именно вы решаете, когда начать машине двигаться, с какой скоростью ехать, куда повернуть, куда в конце концов она приедет. Вы не просто принимаете решение, вы совершаете действия для этого: крутите руль, давите на педали, нажимаете кнопки. С одной стороны все понятно: вы принимаете решение, совершаете действия, машина делает что нужно.

Но на самом деле нельзя сказать, что машина действительно едет только благодаря вам. И едет именно так как вы хотите, каким бы ваше желание ни было. Без топлива она не поедет, мгновенно увеличить скорость в 10 раз не сможет, не сможет ехать со скоростью 1000 км/ч. Более того, даже не вы на самом деле поворачиваете колеса. Вы поворачиваете руль, а механизм поворачивает колеса. Сломался механизм - вы повернете руль, но колеса не повернутся.

Итого: есть некая система (машина), которая обладает какими-то возможностями (не любыми). Вы можете ее использовать, но только в рамках возможностей, на которые данная машина способна. Не устраивает - что-то меняете в машине, или меняете саму машину. Дальше - управление. Вы не вращаете колеса сами. Вы лишь через систему управления даете команду машине, чтобы она вращала колеса, в нужном вам направлении, обеспечивая нужную вам скорость.

О машине можно заботиться: обеспечивать работоспособность всех элементов. Можно заботиться частично: главное чтобы с двигателем было все хорошо, а царапины на работу не влияют; главное чтобы салон был чистый, а этот странный звук внутри - не интересует. Можно не заботится: некоторые даже не заправляют вовремя, а потом удивляются, что не смогли доехать до дома.

Все что я написал - ясно, понятно, просто. И даже как-то глупо читать такие очевидные вещи. Но когда человек становится руководителем - в большинстве случаев он не видит, что управление процессами и командой, по своей сути, похоже на управление автомобилем. И такому руководителю сложно получать результат, который он хочет.

“Все что можно сделать самому - я сделаю сам”. Сам таким был. И многие “руководители-трудоголики” этим страдают. Тебе зачем люди, чтобы делать за них? Твоя задача спланировать процесс, управлять им, совершать свои действия - не нужно крутить колеса за автомобиль.

“Они плохо сделали, мне нужно доделывать или переделывать”. Зачем тебе машина, которую нужно сначала толкнуть, а потом только она поедет? Либо отремонтируй ее (настрой процесс), либо возьми другую машину (выстрой новый, но работающий процесс вместо неработающего).

“Они делают не то, что я от них хочу”. Машина не знает, что в голове у водителя, или что водитель считает хорошим результатом. Водитель совершает действия (крутит руль) и контролирует результат (перестает крутить руль, когда машина повернула куда хотел водитель). Так же и с процессами. Для начала нужно определить четкие критерии “хорошего результата”, донести до людей, что конкретно от них нужно. Выстроить процесс, чтобы это было возможно (глупо просить забить гвоздь, если у человека нет молотка). И затем уже контролировать результат.

“Они сами все знают. Я их нанял, чтобы они работу делали”. Машина может ехать. Но сама она не может принимать решение, куда нужно ехать. Предположим у нас машина с автопилотом и может ехать сама. Но даже тогда нужно, чтобы человек четко для себя сформулировал критерии результата: куда конкретно он хочет приехать. А затем передал эту информацию машине, так чтобы она четко его поняла (точное место назначение) и при этом смогла туда доехать (ну не сможет она заехать прямо в зал кинотеатра).

Таких примеров можно привести еще очень много. Суть: когда вы руководитель, воспринимайте себя из позиции водителя. То есть того кто планирует, организовывает и контролирует процесс. Да, руководитель тоже совершает действия. Но помните - вы водитель, а не тот кто сам вращает руками колеса автомобиля.

Можете задать вопрос, поделиться своим мнением или просто подписаться, чтобы узнавать о выходе новых статей: мои страницы в Телеграм и ВКонтакте. С уважением, Алексей Чижов.
Статья является информационным обзором, ссылки приложены для информирования и ознакомления с первоисточником, авторские и прочие права принадлежат их правообладателям.
Поделиться: